Министр транспорта Пермского края Николай Уханов прокомментировал ситуацию, связанную с закрытием железнодорожного сообщения на участке ст. Пермь II – о.п. Мотовилиха Горнозаводского направления Свердловской железной дороги

27 сентября 2018

В настоящее время исторический центр г. Перми, где в 1723 году со строительством Егошихинского медеплавильного завода было положено начало развитию города, пересекает участок Горнозаводского направления Свердловской железной дороги.

Идея освободить набережную от железнодорожной ветки появилась не просто так. Если в советскую эпоху по ней следовали составы с продукцией и сырьем промышленных предприятий: грузового порта, завода им. Дзержинского, завода им. Шпагина, завода им. Ленина, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась. Фактически грузовые перевозки по данному направлению не осуществляются, железнодорожные пути сейчас используются лишь для маршрутов городской электрички.

С учетом местоположения, земельные участки, занимаемые инфраструктурой ст. Пермь I, о.п. Славяново и Дзержинская, гармонично подходят для создания и развития культурного пространства города Перми с привязкой к набережной р. Камы.

В рамках подготовки городской инфраструктуры к 300-летию города Перми признано целесообразным:

•    закрытие железнодорожного сообщения на участке Пермь II – о.п. Мотовилиха Горнозаводского направления Свердловской железной дороги с последующим отчуждением имущественного комплекса в собственность Пермского края;
•    строительство нового транспортно-пересадочного узла в районе о.п. Мотовилиха для обеспечения комфортных условий проезда пассажиров;
•    строительство железнодорожного обхода города Перми для обеспечения вывоза объемов продукции промышленных предприятий Березниковско-Соликамского узла.

Решение о закрытии железнодорожного сообщения на участке ст. Пермь II – о.п. Мотовилиха Горнозаводского направления Свердловской железной дороги и ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» с целью развития общественного пространства в центральной части города и набережной р. Камы было поддержано Президентом Российской Федерации Путиным В.В.

Закрытие железнодорожного сообщения на Участке осуществляется в два этапа:

•    первый этап – закрытие участка Пермь-2 – Пермь-1 запланирован в 2019 г. (сроки закрытия уточняются),
•    второй этап – закрытие участка Пермь-1 – Мотовилиха после строительства и ввода в эксплуатацию транспортно-пересадочного узла Мотовилиха в январе 2022 года.

В настоящее время выполняются мероприятия первого этапа согласно запланированным срокам.

Предварительно проведенный анализ транспортной и пешеходной доступности железнодорожного транспорта в г. Перми показал, что существующий спрос на перевозки пассажиров в черте города пригородным железнодорожным транспортом в десятки раз ниже потенциально возможного, что обусловлено его удаленностью от основных центров генерации и поглощения пассажиропотоков, а также сложным рельефом местности для организации удобных пешеходных подходов. Был сделан вывод о том, что железнодорожная инфраструктура на территории города, с точки зрения городских пассажирских перевозок, для пассажиров не удобна и используется неэффективно.

(Справка: вопрос об интеграции существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта в систему городских пассажирских перевозок проработан межведомственной рабочей группой с привлечением исполнительных органов государственной власти Пермского края, администрации г. Перми, ОАО «РЖД», Института транспортного планирования Российской академии транспорта, ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», Пермского института железнодорожного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения». Существующий транспортный спрос на перевозки железнодорожным транспортом в границах г. Перми, в том числе эффективности функционирования проекта «Городская электричка», был исследован в научной работе «Концепция развития мультимодальных пассажирских перевозок в г. Перми до 2030 года.»)

Если рассматривать ж/д участок Горнозаводского направления в черте г. Перми (от ст. Пермь-II до ст. Голованолво), то ежедневный средний пассажиропоток на пригородных поездах составляет 2 558 пассажиров, при максимальной провозной способности электропоездов на данном направлении – 6 тысяч пассажиров в час. Согласно данным обследования пассажиропотока за 2017 г. на городских автобусных маршрутах, связывающих Орджоникидзевский и Мотовилихинский районы г. Перми с центром города (учтены данные по 6 городским маршрутам, курсирующим по левому берегу р. Камы параллельно закрываемому участку железной дороги), среднее ежедневное количество перевезенных на них пассажиров составило 82 775 человек, следовательно, используют поезда пригородного сообщения на данном участке только 3 % пассажиров.

По всем участкам железной дороги в черте г. Перми ежедневно перевозится 4,1 тыс. пассажиров, что составляет около 0,6% пассажиров от ежедневного пассажиропотока городского пассажирского транспорта (704 тыс. пассажиров), что еще раз подтверждает малозначительную роль пригородного железнодорожного транспорта в центральной части города при значительной роли, благодаря большой провозной способности, в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности, что препятствует включению железной дороги в общественно-культурное пространство набережной.

В качестве компенсационных мероприятий и исключения снижения транспортной доступности населения при закрытии вышеуказанного участка, на первом этапе преобразовании при закрытии перегона от ст. Пермь-II до ст. Пермь-I с 15 ноября 2018 г. администрацией г. Перми будет организован новый городской маршрут общественного транспорта № 2 «Пермь-II – Пермь-I», синхронизированный с расписанием электропоездов. Наряду с существующими маршрутами, он обеспечит, как доставку пассажиров электропоездов в центр города, так и транзитное следование.

Для пассажиров поездов пригородного сообщения (при предъявлении или приобретении билета на пригородный поезд) проезд на автобусе маршрута № 2 будет бесплатным. Также дополнительно изучаются возможные механизмы внедрения единого проездного документа для пассажиров электропоездов и городского общественного транспорта.

На втором этапе, до закрытия участка железной дороги от ст. Пермь-I до о.п. Мотовилиха, создание транспортно-пересадочных узлов (далее – ТПУ) на ст. Пермь-II (декабрь 2022 г.) и в районе о.п. Мотовилиха (январь 2022 г.), обеспечит комплексное развитие прилегающих территорий и совершенствование схемы транспортного обслуживания населения. Кроме непосредственного подведения к ТПУ «Мотовилиха» автобусных и трамвайных маршрутов, администрацией г. Перми прорабатывается план реконструкции существующих трамвайных путей, связывающих жилые районы между Мотовилихой и ст. Пермь-II.

В целях сохранения и улучшения обслуживания пассажиров при ликвидации железнодорожного сообщения в центральной части города планируется организация скоростного трамвайного сообщения вдоль набережной р. Камы (март 2023 г.), которое напрямую свяжет планируемые к строительству ТПУ, а также позволит значительно повысить интеграцию общественного пространства набережной в транспортную сеть краевого центра. При этом необходимо отметить, что обустройство трамвайных путей, по сравнению с железной дорогой, снимает ограничения на обустройство пешеходных пересечений с путями и расширяет перспективы развития культурного пространства.

Таким образом, после закрытия ж/д сообщения между ст. Пермь-II и о.п. Мотовилиха сообщение пригородным железнодорожным транспортом планируется осуществлять с учетом функций транспортно-пересадочных узлов на 2-х железнодорожных вокзалах, совмещенных с автовокзалами для приема и отправления пассажиров с юго-западного направления – ТПУ «Пермь-II» и с северо-восточного направления – ТПУ «Мотовилиха». Центр города, учитывая перспективы его развития, будет обслуживаться городским пассажирским транспортом.

Выше перечисленные меры обеспечат жителей и гостей краевого центра дополнительными возможностями по выбору оптимальных вариантов передвижения в пределах г. Перми.

Движение ежедневно проходящих по закрываемому участку 2-х пар транзитных пассажирских поездов дальнего следования будет переведено на железнодорожную линию Свердловской железной дороги, проходящую по правому берегу р. Камы. Посадка и высадка пассажиров будет осуществляться на вокзале ст. Левшино.

Движение проходящих по закрываемому участку 2-х пар транзитных пассажирских поездов дальнего следования (№ 11/12, сообщением Москва – Новый Уренгой и № 83/84, сообщением Москва – Приобье) после 20 декабря 2018 г. будет переведено на железнодорожную линию Свердловской железной дороги, проходящую по правому берегу р. Камы. Посадка и высадка пассажиров будет осуществляться на вокзале ст. Левшино. Администрацией г. Перми будет организована остановка автобусных маршрутов общественного транспорта около ж/д вокзала ст. Левшино для посадки/высадки пассажиров во время прибытия/отправления вышеуказанных поездов дальнего следования.

Запланированный к строительству Северный железнодорожный обход г. Перми, по ж/д направлению «Березники-Пермь», со строительством нового моста через р. Кама (выше Камской ГЭС), определен не для перевозки пассажиров, а для вывоза возрастающего потока грузов с предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла в обход плотины Камской гидроэлектростанции, с целью снижения техногенного воздействия на гидротехнические сооружения ГЭС. Планируемые сроки реализации проекта: 2018 – 2025 гг. Строительство будет осуществляться в рамках долгосрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2017-2025 гг.

При завершении строительства Северного железнодорожного обхода для грузовых ж/д перевозок – обход центра города будет обеспечен с юга по Транссибирской магистрали и с севера через станции Пальники и Блочная.

Перейти к списку новостей